Sandwichbike – велосипед-сэндвич из фанеры

Рама — главная несущая часть велосипеда. От её характеристик во многом зависят ходовые и эксплуатационные качества велосипеда, а также его долговечность. Современная велосипедная рама должна быть:

  • прочной. Велосипедная рама должны выдерживать довольно серьёзные нагрузки. Согласитесь, не очень приятно, когда рама ломается под вами после небольшого прыжка с паребрика;
  • жесткой. Среди опытных велосипедистов частенько встречается фраза: «рама не катит». Это значит, что такой велосипед едет тяжело и «съедает» часть Ваших усилий. Дело в том, что любая велосипедная рама в той или иной степени деформируется при движении — от этого никуда не уйти. Однако, чем мягче рама, тем больше усилий велосипедиста будет тратиться на её раскачку;
  • лёгкой. Чем меньше весит велосипед, тем легче на нём разгоняться, поддерживать скорость, въезжать в гору и, в случае необходимости, тащить на себе;
  • дешёвой. Большинство покупателей не готовы тратить на велосипед сумму, сравнимую со стоимостью подержанного автомобиля, поэтому цена рамы велосипеда которая входит в итоговую стоимость, является значимым фактором.

К сожалению, улучшение одной из вышеперечисленных характеристик неизбежно ведёт к ухудшению другой. Поэтому производители велосипедов стараются изготавливать рамы велосипедов из различных материалов, максимально удовлетворяющих требованиям покупателей:

Сталь

  1. Низкоуглеродистая

    — пожалуй самый ужасный материал для изготовления велосипедной рамы. Рама из такой стали тяжёлая, с низкими эксплуатационными свойствами, да к тому же подвержена коррозии. Единственный плюс — низкая цена. Именно поэтому такие рамы можно встретить исключительно на дешёвых велосипедах низкого качества или на старых советских велосипедах.

  2. Hi-ten.

    Велосипедные рамы из этого материала обладают более высокой прочностью и жёсткостью по сравнению с рамами из низкоуглеродистой стали. Тяжёлый вес и подверженность коррозии не допускают применение в профессиональных целях. Как правило, рамы из этого материала устанавливаются на велосипеды начального уровня.

  3. Хромомолибденовая.

    По сравнению с предыдущими видами стали, эта обладает меньшим весом (хотя и уступает алюминиевым рамам), большей прочностью и жёсткостью, меньше подвержена коррозии и довольно неплохо гасит вибрации. Однако велосипедные рамы из этого материала используются в основном профессиональными велосипедистами из-за высокой цены.

Рамы из любого из вышеперечисленных видов стали обладают высокой ремонтопригодностью, и в случае поломки, их можно восстановить обычным сварочным аппаратом. Для улучшения антикоррозийных свойств их обязательно покрывают специальными составами, однако в случае повреждения защитного слоя, коррозию остановить будет весьма сложно (в этом смысле процесс сравним с борьбой со ржавчиной на отечественном автомобиле).

Велосипед со стальной рамой

Велосипед «Merida» со стальной рамой

Велоприцеп – сделай велосипед грузовым!

Живут на земле умельцы, что называется на все руки, которые способны самостоятельно собрать велосипед. О качестве в таком случае говорить не приходится, хотя бывает разное. Но тем не менее, собственноручное изготовление чего бы то ни было – отличный опыт, который никому не помешает. Например китаец Kevin Cyr спроектировал, а затем и собрал целый дом на колёсах. Кемпер байк. Представлен он был публике в апреле 2008 года. Но серийных образцов пока никто не выпускает, сами понимаете почему. )))

Китаец с велосипеде-доме

Грузовой велосипед может понадобиться всего несколько раз в жизни, однако пусть он лучше будет, чем придется его внезапно искать позже. Данная конструкция будет незаменима для перевозки некоторого количества груза, который не перенесешь руками, но и автомобиль для этого использовать крайне невыгодно и затратно. Далее предлагаем посмотреть видео. В нём наглядно показано как сделать простой грузовой велосипед из обычной старой «Украины». Всё сделано при помощи болкарки и сварочного аппарата. Не понадобились даже токарные работы.

Велоприцеп – штука полезная. Одна из коммерческих компаний выпускает пользующиеся популярностью велоприцепы «Пчёлка» и «Пчёлка 2». Однако прицеп для велосипеда можно сделать своими руками. Его конструкция достаточно простая и включает в себя несколько обязательных компонентов: платформу размером 70 на 100 сантиметров, крепежные кронштейны, рама с колесами и место крепления к велосипеду.

Мужчина на велосипеде с прицепом

Для изготовления велоприцепа вам понадобятся следующие инструменты: болгарка с дисками двух типов – отрезным и шлифовальным, сверло с электроприводом и насадками различного диаметра, сварочный аппарат, маска, перчатки для безопасны работ, линейка, карандаш для нанесения разметки, стальные трубы малого и дюймового диаметров, а так же полосы шириной до тридцати сантиметров, молоток, болты для закрепления конструкции (их диаметр зависит от диаметра сверл, выбранных для работы), шаровой шарнир, шпильки с резьбой, два колеса, собственно сама платформа (она может быть как деревянной, так и из других материалов).

Фото двухколёсного велоприцепа

Металлическая рама для велоприцепа может иметь простейшую конструкцию с косыми крепежными отвесами и выроненной осью для колес. Чертеж для ее изготовления вы всегда сможете найти в сети Интернет или при наличии способностей создать самостоятельно. Для того, чтобы все получилось что называется с первого раза, необходимо делать очень четкие замеры и руководствоваться принципом «семь раз отмерь и один раз отрежь». Очень важный момент – система крепления прицепа к велосипеду. В простонародье ее называют дышлом. Это своего рода узел, изготавливаемый из квадратной трубы в два дюйма. Далее приводим несколько чертежей для самостоятельного изготовления этого девайса.

чертёж велоприцепа с размерами

Сама платформа для велоприцепа должна быть в одночасье легкой и прочной, чтобы с ее помощью можно было транспортировать тяжелые предметы и грузы. Чаще всего используется МДФ – материал прочный на излом и в то же время отличающийся малым весом. Единственный минус этого материала – он легко впитывает воду и разрушается под ее воздействием. Но современный рынок предлагает и МДФ с водоотталкивающим покрытием. В сущности, это решает все проблемы.

Фото синий и жёлтый крытые велоприцепы

Велоприцеп собственного изготовления – вещь весьма удобная. Вы можете самостоятельно определить размеры и форму прицепа, который будет отвечать вашим потребностям. В конце-концов, после того, как вы создали велоприцеп, вы можете испробовать себя в роли мастера-изготовителя экспериментальных велосипедов – это всегда очень интересно, а в перспективе еще и невероятно прибыльно!

Алюминий

Алюминиевые рамы в данный момент наиболее распространены и применяются практически на всех видах велосипедов. Вы можете возразить, что алюминий металл мягкий и рама будет непрочной. Конечно же для изготовления таких рам применяется не чистый алюминий, а его сплавы с цинком, магнием и кремнием. Именно в этом и разница между непонятной на первый взгляд маркировкой на алюминиевых рамах 6061 и 7005. Более подробно Вы можете узнать об этом в статье «Что значат цифры 6061, 7005 и 7075 на рамах велосипедов».
Алюминиевые рамы весят значительно меньше стальных, несмотря на большую толщину стенок, при применении баттинга обладают более высокой прочностью и жёсткостью и практически не подвержены коррозии. Кроме того, современные технологии позволяют выполнять рамы со сложной геометрией, а также дают возможность производителю давать пожизненную гарантию.

Стоит также заметить, что отличительной особенностью рам из алюминиевых сплавов являются толстые швы после аргоновой пайки, что на взгляд человека, не знающего данную особенность, выглядит как брак сварки.

Велосипед с алюминиевой рамой

Велосипед «Nordway» с алюминиевой рамой

От истоков к современности

Исключая сомнительные сведения о найденных при раскопках фресках с изображениями конструкций, напоминающих велосипед, а также о рисунках и чертежах Леонардо да Винчи, официально считается создателем этого средства передвижения немецкий барон Карл фон Дрейз. Сделанный им из ясеня велосипед был лишён педалей и остальных привычных на сегодня механизмов, в движение приводился путём отталкивания от земли ногами, благодаря чему и был назван «машина для бега», а в простонародье дрезина. Несмотря на примитивность конструкции, этот деревянный велосипед положил начало дальнейшим его модификациям и является прародителем всех современных велобайков.

На сегодняшний день стремительно набирает обороты в спортиндустрии производство конструкций из натуральных материалов. Интересными концептуальными моделями могут похвастать многие ведущие производители. Один из самых ярких представителей этого вида — деревянный электробайк. Симбиоз старого доброго дерева и усовершенствованных механизмов всё больше подогревает интерес у любителей веломодерна.

В своём творчестве не отстают и народные умельцы, некоторые из них ухищряются даже воссоздать цепной механизм, используя одно лишь дерево.

Иногда смешные, иногда внушающие восхищение конструкции радуют своей оригинальностью, пробуждая желание сделать велосипед из дерева своими руками.

Велосипед из дерева

Элитная модель

Карбон

В своё время по телевизору была реклама, в которой упитанный мальчик хвастался перед своими приятелями якобы своим велосипедом: «Рама — карбон, задний амортизатор, 27 скоростей, бешеных бабок стоит…». И если 27 скоростей и задний амортизатор можно встретить и на дешёвых ашан-байках, то карбоновая рама — признак очень дорогого велосипеда (стоимость карбоновых рам начинается примерно от 1000 долларов).
Данная рама производится при помощи температурной обработки углеродных волокон, пропитанных специальными смолами. Карбоновые рамы обладают высокой прочностью и жёсткостью, да еще и весят меньше рам из других материалов (есть экземпляры весом 1кг). Отличная рама для велосипеда — практически идеальная. Однако высокая цена делает её практически недоступной для велолюбителей. Кроме того, карбоновая рама практически неремонтопригодна, и в случае поломки (что впрочем не очень просто) её скорее всего придётся выкинуть.

Велосипед с карбоновой рамой

Велосипед «Merida» с карбоновой рамой

Воронежец оценил самодельный велосипед из дерева в 100 тыс рублей

Воронежец Михаил Нехно сконструировал деревянный велосипед. Задумка сделать из фанеры кастом, байк штучного производства, возникла у молодого человека, работающего в веломастерской, еще весной, а к практической реализации он приступил месяц назад.

— Я около двух лет работаю с деревом, и мне пришла идея сделать велосипед-круизер. В качестве материала выбрал фанеру. Во-первых, он доступнее, чем дерево в больших формах. А во-вторых, за счет перекрещивающихся слоев прочнее, — рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» Михаил Нехно, изобретатель уникального велосипеда.

На байк, длиной в базе 1,73 метра, хватило одного листа фанеры. «Грамотно раскроили», — пояснили друзья-коллеги Михаила по веломастерской.

— Конечно, когда только приступал к работе, были опасения, выдержит ли он нагрузку, — признался молодой человек. – Поэтому некоторые части сделал из двух слоев фанеры.

Все детали получились с первого раза. Переделывать пришлось только рулевой стакан из-за неправильного угла наклона. А самый интересный элемент во всей конструкции – волнистое сиденье-стул. Впечатление, что это гнутая фанера, обманчиво. Для его изготовления Михаил вырезал из листа 10 «бумерангов», которые продольно склеил между собой.

— Такую технологию придумал сам, до этого монолитные седла не делал — рассказал Михаил. – Вообще, велосипед полностью авторский, все из моей головы, ниоткуда не срисовывал.

30-килограммовый байк покрыли морилкой, антикоррозийными пропитками и лаком – дождь фанерному велосипеду не страшен. Однако кастом полностью не готов: еще нужно сделать крышку для фальш-бака, который будет служить бардачком, прикрутить фару, тормоз (на велосипеде стоят дисковые тормоза), отделать ручки на руле кожаным шнурком, прикрутить шильдик с авторской гравировкой и заменить колеса.

— Покрышки на нем будут светло-коричневые, буду заказывать через интернет-магазин. Переднее колесо останется 26” с шириной 2,25”, а заднее поменяю на 24-дюймовое с шириной 3”. Велосипед немножко завалится назад, принципиально на езде это не скажется, но даст другой вид, — объяснил мастер.

Доработка тестового образца займет еще порядка месяца. Однако ходовые испытания он уже прошел: эксклюзивный велосипед выдерживает наездников в 100 кг, развивает неплохую скорость, хотя и не очень маневренный. Чтобы на нем комфортно развернуться на ходу, нужна ширина пролета метров 10.

Михаил не исключает возможности, что, когда кастом будет готов, продаст свое детище. Себестоимость материалов составила около 20 тысяч рублей. Однако расстаться с велосипедом он готов за 100 тысяч рублей.

— Некоторые говорят, что это дорого, но это штучный товар, ручная работа. Конечно, этот велосипед не для экстремальных гонок, а для прогулок по городу, — рассказал Михаил.

Впрочем, не всякий покупатель, готовый заплатить за деревянный велосипед, сможет его купить. Дебютный кастом молодой человек выпилил под себя, человеку ниже 180-185 см управлять им будет сложно. Проверили на себе: с меньшими габаритами невозможно держать размашистый руль и при этом комфортно сидеть в седле.

В любом случае, с продажей Михаил не спешит. Пока он хотел бы продемонстрировать свое творение на выставке велосипедов в Москве в рамках мероприятий премии «Золотая педаль», в которой сообщество «ВелоВоронеж» номинировано в категории «Лучший проект в области развития велосипедного движения». Если фанерный байк у него задержится, мастер пообещал приехать на нем на один из массовых велопробегов. Возможно, к предстоящим акциям у него будет уже два байка ручной работы. Михаил задумал изобрести второй деревянный экспонат – спортивный каферейсер.

Галерея: Воронежец за месяц выпилил деревянный велосипед

  • Новости РИА «Воронеж»
  • Мы в Яндекс Дзен
  • Наш Telegram

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Титан.

Титановые рамы не нашли широкого применения ни в профессиональном, ни в любительском велоспорте. Всё дело в их цене: с одной стороны они существенно дороже алюминиевых, что не позволяет устанавливать их на велосипеды среднего уровня, с другой — почти равны по стоимости с карбоновыми, при несколько худших характеристиках по прочности и жёсткости (по весу уступают пренебрежительно мало). Титановые рамы практически не поддаются ремонту и сварке, а также имеют негативное свойство накапливать усталость, из-за чего после долгой эксплуатации возможна их поломка.

Велосипед с титановой рамой

Велосипед «Cube» с титановой рамой

Акцент на дерево

Деревянные велобайки отличает не только неповторимый привлекательный дизайн, но и практичность, обусловленная свойствами древесины:

  • прочность материала;
  • упругость;
  • лёгкость обработки;
  • поглощение вибрации, благодаря чему достигается плавность хода.

Производители зачастую применяют технологию наслоения, создавая гибкую прессованную форму, рама получается цельной, что добавляет ей прочности. И также нередко сочетают дерево с углеродным волокном, чтобы обеспечить лёгкость изделия. Готовую раму обрабатывают пропитками от влаги, гниения, в результате чего обеспечивается устойчивость изделия к воздействиям внешней среды.

Наиболее распространённые породы деревьев, используемые на производстве: ясень, клён, берёза, бук, дуб, кедр, орех, сандал и прочие сорта красного дерева. Ещё один достойный внимания материал — бамбук. Деревом он, конечно, не является, но по прочности ему не уступает.

Деревянный велосипед своими руками

Прочие материалы для изготовления рам.

Конечно же фирмы-производители и просто частные изобретатели постоянно экспериментируют и пытаются улучшить показатели велосипедных рам, делая их из новых, порой экзотических, материалов и сплавов.
В последнее время в моду стали входить «экологически чистые» велосипеды с деревянной рамой, хотя пока это просто мода, нежели функциональность.

Велосипед с деревянной рамой рамой

Велосипед с деревянной рамой (www.xylonbikes.com)

Деревянные велосипеды

Деревянный велосипед – так выглядел далекий предок современного байка. Все компоненты первой двухколесной лошадки были сделаны из этого экологичного материала – никаких металлических сплавов, резины и пластика.

Современность диктует движение в обоих направлениях – продолжают развиваться и новые конструкции, а кое-что берется из прошлого. Так в жизнь вновь вернулись деревянные рамы, правда, в более совершенном виде. А некоторые креативные конструкторы разрабатывают известные по всему миру уникальные модели велосипедов.

Исторические корни деревянного велосипеда

Первые велосипеды из дерева лишь отдаленно напоминали современную конструкцию – колеса крепились к прямому остову, впереди были закреплены ручки для управления. Педали и привод отсутствовали, велосипед приводился в движение отталкиванием ног от земли. В общем, конструкция больше напоминала беговел.

Первая картина с двухколесным сооружением была написана художником Джакомо Капротти, учеником легендарного Леонардо да Винчи, в конце 15-го столетия. То есть можно смело предположить, что история велосипеда насчитывает как минимум половину тысячелетия.

Что-то отдаленно похожее на велосипед зародилось в эпоху Ренессанса

Китайцы, однако, с этим не соглашаются – по их версии, велосипеды изобрели уже до нашей эры. А если быть точнее, то по найденным чертежам 2500-летней давности им удалось воспроизвести настоящее чудо древности – деревянный велосипед-будку.

Устройство ничуть не проще современного байка – так старались конструкторы того времени

Но вернемся к беговелу. Официально изобретателем первого велосипеда является Карл фон Дрез – немецкий инженер-конструктор.

Изобретение датируется на 1818 год. Начиная с XIX века, велосипед получил значительный толчок в развитии: его конструкция несколько раз видоизменялась, и в конце столетия стали появляться машины, схожие с нынешними.

Беговелы с деревянной рамой делаются и в наши дни

Деревянный беговел не ушел безвозвратно – современность возвращает ретро из далекого прошлого, давая второе дыхание. Например, велосамокаты уже давно не те, какие были в XIX веке, но также изготовлены из дерева. Впрочем, не только беговелы собираются из дерева. Это и вполне обычные, на первый взгляд, велики. Конечно, такие модели не распространены и существуют зачастую в единственном экземпляре.

Современные модели на деревянных рамах

Велосипед – экологически чистый и тихий транспорт. Он не отравляет окружающую среду выхлопами, не раздражает треском и шумом, а еще он менее опасен по сравнению с автомобилем. Идеально. Но оказывается, можно сделать велосипед еще более экологичным – собрать его на деревянной раме.

Действительно, с деревом велик почти на 100% становится натуральным – полностью исключается небезопасное для здоровья производство металлических сплавов и углеродного волокна, к тому же дерево – более доступный материал. Неугомонным конструкторам удалось воплотить деревянные велосипеды в реальность. Оценим пятерку лучших моделей:

1. Perfect Day – маунти-байк на деревянном остове – возможно, самый прочный среди своих металлических собратьев. Идея создания и эксклюзивная модель принадлежит компании Dvoika. Материал рамы – береза.

В целом это полноценный МТБ, в каком качестве мы привыкли его видеть: геометрия рамы, многоскоростная трансмиссия, мощная амортизация, конструкция руля, дисковые тормоза, агрессивные покрышки.

2. Ясень-байк – уникальное решение голландского дизайнера Пола Триммера. Легкий и экологичный велосипед выполнен из цельных досок ясеня.

По конструкции эта модель занимает промежуточное положение между тремя классами велосипедов: дорожным, шоссейным и горным. От дорожника ясень-байк взял односкоростную трансмиссию и тип колес, от шоссейника – легкость (около 10 кг) и взаиморасположение руля и седла, от горного эта модель переняла форму руля и дисковые тормоза. И правда, v-brake здесь неуместны – пришлось бы резать дерево, а это уже некрасиво.

3. Aero – стильная модель с рамой типа «глаз». В отличие от предыдущих моделей, эта оснащена тонкой металлической и жесткой вилкой. Задние перья как бы сливаются с передней частью рамы, подседельная труба отсутствует – седло просто крепится к верхней части «глаза».

Модель принадлежит украинскому конструктору Марии Королевой. Упор был сделан на оригинальность и стиль, сам же велосипед относится исключительно к классу прогулочных. Впрочем, прогулки с таким байком запомнятся навсегда!

4. Bough Bike – электрический велосипед из дерева с ременной двухскоростной трансмиссией. Мощность двигателя составляет 225 Вт, максимальная скорость разгона – до 25-30 км/час без силовых затрат велосипедиста. Тормоза – ручной ободной и классический барабанный.

Материал остова – дубовая древесина из Франции, крепления колес и стыки частей рамы выполнены из нержавеющей стали.

5. Guapa – городской синглспид на бамбуковой раме и жесткой алюминиевой вилке. Модель отличает легкость и высокая курсовая устойчивость на гладких дорогах.

Велосипед отлично подойдет для быстрой городской езды и порадует любителей велотранспорта и приверженцев экологичного образа жизни.

Перенесемся в Поднебесную – самую велосипедную страну мира и по количеству катающих, и по производству моделей. Китайцы – творческий народ, и деревянные велики для них – один из поводов выразить все свои способности на практике.

Модель велосипеда на деревянной цепи считается достоянием народного творчества Китая. Цепь выполнена по всем правилам – те же звенья и ролики, но только деревянные. Отличительной чертой велика является то, что колеса тут не спицевые, и даже не диски, а цельные круги.

Цепь и центр заднего колеса крупным планом: срезы, выемки, зацепки

Этот байк сделан полностью из дерева, был изобретен молодым китайским дизайнером.

Велосипед из китайских палочек для еды сконструировал житель Ляонина по имени Сун Чао. Считать количество затраченных палочек бессмысленно – их явно насчитывается с десяток тысяч! Наверное, конструктор обежал все известные и неизвестные заведения общепита, чтобы набрать такое количество «сырья». А потом затратил несколько месяцев на их обработку и склейку.

Впрочем, результат достоин затрат и ожиданий. На фото мы видим счастливого создателя «палочного» велосипеда, ну и довольно прочное изделие, которое выдержит взрослого человека.

Складные алюминиевые велосипеды

Деревянный велосипед на секционных колесах – творение китайского мастера Peijia Wu. Ни одной металлической детали, даже крошечного гвоздя. Все исключительно из дерева! Наверное, такой велосипед выдержит не одного катальщика.

Почему колеса секционные? Обод не представлен цельным изделием, он состоит из скрепленных между собой деревяшек, стыки сведены к минимуму. Конечно, если сравнивать с гладким колесом, то езда на этом велике будет сопровождаться толчками. Но, по уверению самого создателя, этот минус несущественен – велосипед прекрасно выполняет свое предназначение.

Еще одна особенность этой чудо-модели – это балочная трансмиссия. Передача идет не через цепь, а через балку, приводимую в движение ногами. Механизм напоминает перемычки паровозных колес.

Даже такой привычный транспорт, как велосипед, может привлечь внимание, если нестандартно подойти к его сборке. И хотя деревянные велосипеды уже были в прошлом, в наши дни они выглядят привлекательно. Возможно, в недалеком будущем они смогут составить неплохую конкуренцию обычным моделям.

velofans.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: