Назначение и устройство светофора. Справка

Поделка светофор своими руками для детей может стать отличной возможностью освоить технику создания аппликации – мозаики, ненавязчиво повторив при этом главные правила перехода через проезжую часть.

В качестве элементов мозаики можно использовать различные материалы: пластилиновые шарики, фрагменты яичной скорлупы, прозрачную самоклеющуюся пленку, засушенные лепестки цветов или листьев деревьев. При необходимости, они легко окрашиваются в нужные цвета уже после приклеивания. Но наиболее просто изготавливается поделка светофор своими руками из бумаги подходящих оттенков – зеленого, желтого или оранжевого и красного.

Светофор из картонных коробок

Еще один замечательный светофор может получиться из картонных коробок. Лучше всего подойдут вытянутые прямоугольные коробки. Обрезаем верх у картонной коробки.

Красим коробку черной краской или оборачиваем черной бумагой.

Приклеиваем на одну сторону коробки круги под цвет светофора: красный, желтый и зеленый.

Мы будем играть с этим светофором, поэтому нам понадобилось сделать для него ручку. Для этого мы сделали дырки в боковых частях коробки, и привязали за низ веревку.

Для светофора можно сделать подставку из картонного рулона и коробки. Получится очень наглядное пособие.

Светофор из картонного рулона

Из картонного рулона, обклеенного цветной бумагой и черной бумаги получается очень интересный «подвижный» светофор.

Красим картонный рулон в черный цвет или оборачиваем его черной бумагой. Приклеиваем на него желтый, красный и зеленый круг. Соединяем степлером два черных листа бумаги, в одном из которых проделаны три отверстия.

Как управляют светофорами

Светофор — казалось бы, довольно обыденное, но в то же время удивительное устройство. Мы, жители мегаполисов, так привыкли к его повсеместному присутствию, что даже не задумываемся о том, каким образом работает эта сложная система регулировки дорожного движения. Между тем за полтора века светофор проделал путь от обычной газовой лампы до «разумного» аппарата.

Первый в мире автомобильный светофор, который изобрел специалист по железнодорожным семафорам Джон Пик Найт, установили 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Парламента для того, чтобы облегчить его членам переход проезжей части улицы. Светофор управлялся вручную. Его сигналы были адресованы транспортным средствам — две семафорные стрелки, поднятые горизонтально, означали «необходимо остановиться», а опущенные под углом 45° — «движение с осторожностью». В темное время суток светофор работал за счет газовой лампы, подавая сигналы красного и зеленого цветов. Из-за нее же, спустя четыре недели после установки, он взорвался.

Первый электрический светофор с двумя круглыми сигналами красного и зеленого цветов установили уже в США — в 1914 году в Кливленде. К слову, датой Международного дня светофора сегодня считается именно 5 августа — в честь установки первого электросветофора в американском городе. В 1917 году в Солт Лейк Сити появилась целая система, позволяющая управлять светофорами сразу на шести перекрестках. Правда, это по-прежнему делали вручную.

~ Существует множество видов светофоров. Они регулируют движение автомобилей, поездов, речного транспорта и т. д. Но, пожалуй, самый необычный светофор находится в Праге. Он регулирует движение пешеходов по самой узкой улице города — Винарна Чертовка, ширина которой всего 70 см.

Проекты автоматических светофоров, работающих без участия человека, появились лишь в 1928 году. Поначалу они работали только по одной программе, и из-за неравномерности транспортного потока в крупных городах чаще создавали проблемы, нежели решали их.

Первые полуавтоматические светофоры в Нью-Йорке
фото: auto.mail.ru

В СССР первый автоматический светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении проспекта 25 Октября и проспекта Володарского (ныне Невского и Литейного проспектов). Затем светофоры появились в Москве и Ростове-на-Дону.

В 1952 году в Денвере (США) появились светофоры с устройством управления, которое позволило включать различные программы работы светофоров в зависимости от времени суток и дней недели. Через некоторое время стало возможно объединять и синхронизировать светофоры на десятках и сотнях городских перекрестков. А кроме этого — контролировать их работу в режиме реального времени с помощью специальных датчиков, измеряющих наличие и длину автомобильных очередей на светофорах, и плотность движения на разных участках дороги. И, наконец, научная мысль дошла до того, что в светофорах стали применяться устройства и датчики, способные самостоятельно обрабатывать нестандартные ситуации, уменьшать заторы, нивелировать последствия временного перекрытия дорог.

Как управляют?

Современный светофор — это сложное устройство, которое управляет движением с помощью компьютера, встроенного в контроллер (электронный блок управления светофора). Как правило, на разных участках дороги и в разное время суток светофоры работают в разных режимах.

В режиме жесткого регулирования светофор переключает сигналы по заранее составленной программе, и длительность их всегда одинакова. Но поскольку интенсивность движения постоянно меняется, одной программы светофору бывает недостаточно. Поэтому при жестком регулировании светофоры обычно используют три программы. Одна включается в часы пик (тогда зеленый свет на главной, то есть более загруженной, магистрали перекрестка горит дольше обычного), другая – в дневное время, а третья – ночью (в это время большинство светофоров просто мигают).

~ Светофоры — достаточно дорогостоящие аппараты. Один светофор может стоить до 200 тыс. долл.

При полугибком режиме регулирования на второстепенной (то есть менее загруженной) дороге перекрестка устанавливают детекторы транспорта — чувствительные элементы внутри дорожного покрытия, реагирующие на движение автомобиля, а также кнопочные датчики, с помощью которых пешеходы могут включать зеленый свет вручную. Таким образом, для автомобилей, едущих по главной магистрали, всегда горит зеленый свет. Светофор включает его для второстепенной дороги, только если датчики обнаружили подъехавший по ней к перекрестку автомобиль. Или же по требованию пешехода, жмущего на кнопку.

Светофор в Краби, Таиланд
фото: gazeta.ru

В случае, когда светофор работает в режиме полностью гибкого регулирования, детекторы транспорта устанавливают на всех дорогах перекрестка. Они собирают информацию о наличии и количестве машин, подъезжающих к нему с разных направлений. Эта информация поступает в контроллер, который включает зеленый сигнал для той дороги, на которой раньше всего появились автомобили. Далее сигнал переключается в зависимости от загрузки каждой из дорог и очередности прибытия автомобилей к перекрестку. Помимо датчиков в современных системах управления дорожным движениям также используется информация с видеокамер, размещенных на перекрестках.

На главных магистралях крупных городов также часто осуществляется синхронизация работы светофоров через сеть GSM. Это позволяет оперативно менять их программы и запускать так называемую зеленую волну — безостановочное движение автомобилей на определенной скорости через несколько перекрестков, благодаря включению зеленых сигналов светофоров одного за другим.

Кто управляет?

Светофорами, как правило, управляют специальные службы. Они определяют наиболее подходящие режимы работы и обеспечивают правильную синхронизацию светофоров, чтобы избежать аварий и пробок. Для этого специалисты постоянно анализируют скорость движения автомобилей, интенсивность потока, а также его состав, то есть количество легковых и грузовых машин.

~ Памятники светофору существуют во всем мире. В России их два – в Новосибирске (открыт в 2006 году) и Перми (открыт в 2010 году).

В России все программы работы светофоров составляются и утверждаются в ГИБДД. Установкой и обслуживанием светофоров в Петербурге занимается организация СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга». Сейчас на ее балансе находится порядка 1 500 светофорных объектов. Более половины из них подключены к центру управления дорожным движением, что дает возможность удаленно регулировать работу светофоров и получать сведения об их техническом состоянии.

Памятник светофору в Новосибирске
фото: asosnin.livejournal.com

С 2004 года в Северной столице к светофорам начали добавлять табло обратного отсчета времени, благодаря чему удалось снизить количество аварий на перекрестках. Водители отмечали, что, подъехав к светофору, они могли сразу оценить, успеют ли проехать перекресток, пока горит зеленый. И если на нем уже скопились машины, а до красного света осталось несколько секунд, предпочитали остановиться и подождать.

Светофор с подвижными частями из бумаги

Очень наглядным пособием для изучения правил дорожного движения становится светофор с подвижными частями. Во внутренней стороне поделки размещаются три цвета — красный, желтый и зеленый. Сложенный вдвое черный картон соединяется с черными кругами с подвижной ручкой. С помощью ручки мы можем закрывать те цвета, которые в данный момент нам не нужны.

Вот, например, светофор «показывает» красный цвет.

А так светофор «показывает» желтый цвет.

Самый простой экземпляр

Легче всего изготовить светофор на плотном картоне или ДВП. Сначала вырезают прямоугольник, обклеивают его черной бумагой со всех сторон. Можно купить самоклейку нужных цветов. Тогда светофор своими руками для детского сада сделать будет намного проще, а готовое изделие будет ярким и блестящим. Для сигнальных фонарей вырезается шаблон из картона круглой формы. На бумаге красного, зеленого и желтого цветов обрисовываются контуры и вырезаются круги. Потом их наклеивают в нужном порядке: красный — сверху, желтый — посередине, зеленый — внизу. Располагают их посередине прямоугольника в колонке, один над другим.

Чтобы светофор можно было держать или поставить на пол, приделывается деревянная ручка с тыльной стороны. Ее нужно прикрутить на болты. Использовать такой светофор можно во время подвижных игр, например, «Водители» или «Поезд».

Светофор из баночек от йогурта

Забавный светофор можно сделать из цветных баночек от йогурта. Баночки наклеиваются на плотный картон. Можно сделать над баночками «крыши» из цветной бумаги.

Теперь ребятишки смогут повторять правила дорожного движения, не покидая границ своей собственной квартиры.

Посмотрите, как просто можно сделать светофор и дорожные знаки:

Вот такой Светофорик родился в руках Каликовой Маши из банальных кухонных мочалок и разовых вилок.

Узнаете подставку для книг? Автор — Катя Шаплина.

Городок с подвесным светофором, игрушечными машинками, перекрестком. Работа Ани Корниловой.

Светофор -торцовка Алексеевой Саши.

Конструктор и спичечные коробки Кости Степанова.

Еще макет Сони Дмитриевой.

Три светофора. Каюсь, неправильно расположила светофор из бутылки Насти Григорьевой. Малышок Светофорик и Светофор-баклажан Ромы Константинова.

Основа — коробка из-под чая.»Глаза» светофора — модульное оригами. Работа Юли Беспаловой.

Из бумаги сотворил Вадим Краснов.

А это наш Светофор Светофорыч.

Андрей Щукин со своим детищем.

Светофорыч с тыла.

Красный, желтый, зеленый Ани Головлевой.

Выпиливание, выжигание, рисование, украшательство из бисера. всё по дереву!Еще две работы Андрея Щукина.

Ну а этот портрет Светофора сотворили вместе на уроке технологии из салфеток и крепированной бумаги.

Заключительная работа (наша с Машей) из использованных дисков по принципу изготовления солнца в моем блоге.

Покрупнее крепление дисков друг к другу.

Наши работы заметили. У Андрея — 1 место в номинации «мягкая игрушка». У Маши — грамота за оригинальные поделки. Итоги и награждение были в конце ноября.

В выставочном зале Станции Юных Техников работ,посвященных светофору, — море!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: