Создание самодельной покрасочной камеры

Когда возникает желание своими руками перекрасить авто, единственной существенной проблемой, не позволяющей это осуществить, является отсутствие необходимых для этого условий.

Покрасочная камера – это первоочередное оборудование, которое необходимо для осуществления нанесения лакокрасочного покрытия на качественном уровне. Сегодня многих интересует, возможно ли самостоятельно создать такую камеру, работа в которой была бы безопасна и эффективна? Мы расскажем, каким образом создать камеру для покраски авто, используя гараж, своими руками легко и недорого.

Теория о создании камеры для покраски кузова автомобиля

Камера для покраски – это пространство, характеризующееся избыточным давлением. Их еще именуют чистыми камерами избыточного давления. Такое оборудование может быть двух видов:

Когда оборудование оснащено одним мотором, происходит просто нагнетание во внутреннее пространство чистого воздуха со стороны потолка, что создает избыточное давление. При этом, красочный туман распространяется сверху вниз и отводится а улицу через выходное отверстие. Такие установки наносят существенный вред окружающей среде, поэтому особенности их конструкции и способы создания в данной статье рассматриваться не будут. В таком оборудовании установка краскоулавливающих фильтров невозможна, поскольку их использование приведет к повышению давления внутри, что небезопасно и для здоровья маляра, и для самой установки.

При наличии двух моторов принцип функционирования камеры остается прежним, только второй вентилятор в ней начинает обеспечивать отток воздуха. Соответственно в пространстве создается более эффективная циркуляция воздуха.

Выше потолка камеры устанавливается пленум – короб, выполненный из оцинкованной стали. В нем располагается фильтр тонкой очистки, через который проходит воздух, нагнетаемый вентилятором. Таким образом во внутреннее пространство обеспечивается приток чистого воздуха.

Для отвода воздуха пол лучше приподнять, что обеспечит возможность разместить ниже его уровня воздуховод, оснащенный фильтром. Если приподнять оборудование не представляется возможным, отвод воздуха можно обеспечить при помощи отверстия в боковой стенке. Такое решение избавит от необходимости изготавливать прочный каркас способный выдержать значительную массу автомобиля. Боковое размещение отвода воздуха является более простым, поэтому мы остановим на нем свое внимание.

Важно уделить особое внимание уровню освещения в камере. Маляр должен получить возможность видеть все ошибки и дефекты при нанесении краски. В противном случае владелец машины укажет ему на недостатки и просто откажется платить.

Наиболее качественное освещение помогут обеспечить люминесцентные либо светодиодные лампы. Также можно остановить свой выбор на лампах дневного света. Предпочтительно расположить осветительное оборудование под потолком и на стенах, обеспечив его положение 45 градусов по отношению к плоскости горизонта. Врезные лампы с плоском стеклянным рассеивателем являются более рациональным выбором, поскольку данное оборудование будет часто мыться, а пластик легко повреждается при очистке.

Если в камере планируется использование липкого антипылевого покрытия, можно выбрать и пластиковое осветительное оборудование, но его степень пыле- и влагозащищенности должна быть не ниже ip55.

Для создания самодельной камеры при обшивке стен лучше выбирать пластиковую вагонку, которая характеризуется негорючими качествами, либо отдавать предпочтение металлическим ламелям. Если говорить о заводских камерах, то для изготовления их корпусов используются самонесущие сэндвич-панели, которые внутри заполняются пенополистиролом, минватой или полиуретаном.

Если предполагается окрашивание значительного числа машин, металлический лист для отделки стен подойдет наилучшим образом. Как правило, используется оцинкованная сталь, которая дополнительно покрывается порошковым покрытием. Такое покрытие получают посредством термической обработки специализированной полимерной краски. Данное покрытие характеризуется высокой прочностью и устойчивостью к воздействию разнообразных внешних факторов, что позволяет для упрощения его очистки использовать антипылевое покрытие.

Выбор ворот и дверей для камер важен, поскольку они должны быть герметичны, поэтому к выбору входных и въездных конструкций следует подходить с особой тщательностью.

Немного конкретики, после которой понадобится потрудится, чтобы сделать самодельную камеру.

1. Немного расчетов.

1.1 Конструкции воздухообмена.

Объем помещения камеры необходимо посчитать посредством умножения его длины, ширины и высоты. В соответствии с российскими нормами кратность обмена воздуха в помещении должна составлять 40 рас в час. Если рассмотреть европейские нормы, они являются более строгими и устанавливают данный параметр 180-200 раз в час. Если говорить о конкретной камере, следует не забывать, что на кратность обмена воздуха не может не оказывать влияния количество распыляемой краски.

Небольшие сервисы, как правило, не располагают ресурсами, позволяющими приобрести дорогостоящую заводскую камеру. Данная статья и вся информация, размещенная в ней, в большей степени адресована именно данному сегменту. Такие мастерские практически всегда берутся исключительно за покраску отдельных кузовных элементов. При работе с целыми кузовами покраска практически всегда производится в замкнутых помещениях, которые не оснащены системами вентиляции. Поэтому в качестве среднего значения кратности обновления воздуха в камере вполне можно взять 100.

Данное значение следует умножить на полученный объем камеры. Величина, которая будет получена в результате, укажет на номинальный воздушный поток.

Например, при объеме камеры 108м 3 , номинальный поток будет равен 10800м 3 /час. Данная методика позволяет легко и быстро посчитать номинальный поток для любого по объему помещения.

Если говорить о заводском оборудовании, которое предназначено для окрашивания кузова автомобиля, производительность его вентиляционных агрегатов, как правило, составляет 18000 или 24000 м 3 /час. При эксплуатации камер значительного размера в них устанавливают несколько вентиляционных агрегатов.

Постоянная циркуляция воздуха обуславливает необходимость использования фильтров тонкой очистки на притоке. Если этого не сделать, поступления в камеру пыли не избежать. Это необходимо предотвратить, поскольку в противном случае пыль распределиться на окрашиваемой поверхности.

Фильтр V600G будет оптимальным для установке в месте поступления свежего воздуха. Для данного фильтра рекомендуемая скорость поступления воздуха составляет 900м/час или 0,25м/с. Соответственно 1м 2 фильтра способен пропускать 900м 3 /час воздушного потока. Минимальная площадь фильтра рассчитывается по формуле S(V600)=L/L(V600)=10800/900=12 м 2 . Данная величина является минимальной. С практической точки зрения необходимо точно представлять, что чем большей будет площадь потолочного диффузора (т.е. фильтра), тем при той же кратности воздухообмена будет меньшим поток воздуха. Это важно, т.к. ветер, создаваемый движением воздушных масс, не должен оказывать влияние струе краски, которая должна равномерно ложиться на окрашиваемую поверхность.

2 и 2,4 – это стандартная ширина, с которой производители изготавливают данные фильтры. Поток воздуха должен поступать с потолка камеры равномерно по всей длине поверхности, которая окрашивается. Принято изготавливать диффузор в соответствии с шириной рулона фильтра либо ее половинным значением. Например, данное устройство может иметь размер 2х6 м.

Для отвода воздуха мы решили отказаться о напольного фильтра ввиду необходимости существенно усилить в таком случае конструкцию камеры. Было принято решение разместить его внизу на стене. Фильтр Paint-Stop green 3” отлично подойдет для этих целей. Данный материал способен уловить 98% краски при совсем небольшой толщине 70 мм. Поэтому вентилятор, как и воздуховоды, а также окружающая среда будут надежно защищены.

Номинальный воздушный поток L(PS2) составляет 2500м3/час. Производителем указана максимальная пропускная способность, которую превышать недопустимо. Минимальная площадь такого фильтра должна быть S(PS3)=L/L(PS3)=10800/2500=4,32 м 2 .

В процессе покраски такие фильтры принимают на себя значительное количество загрязнений. Это приводит к достаточно быстрому засору и потере оборудованием первоначальных возможностей. Если обратить внимание, как работают профессионалы, можно увидеть, что они устанавливают как минимум два слоя фильтрующего оборудования либо располагают его во всю длину пола. Современными производителями выпускаются фильтры в рулонах, поэтому подобрать оптимальный для определенной камеры несложно. Руководствуясь опытом профессионалов, мы решили сделать так S(PS3)=0,7*6*2=8,4м 2 .

Особенности покрасочной камеры

Стандартный покрасочный комплект для автомобилей — это бокс (камера) с установленной в ней системой вентиляции воздуха, устройствами для регуляции температуры. Только при соблюдении таких условий можно будет покрасить машину качественно, надежно. Наличие фильтра для камеры тоже обязательно — с его помощью воздушная смесь будет очищаться, там не останется пыли.

Правильно настроенная в мастерской вытяжка устранит туман от краски, выведет токсичные пары, газы. Важно, чтобы наружу вытяжной прибор отводил уже фильтрованный воздух, только тогда бокс будет соответствовать экологическим стандартам. Не менее важно иметь в камере датчики температуры и оборудование, позволяющее настроить нужный режим. Еще одна особенность комплектации камеры для автомобильной покраски — отличное освещение, позволяющее сделать даже самые сложные этапы работ.

При несоблюдении таких условий дефекты при окрашивании авто в камере будут появляться неизбежно. Все современные модели покрасочных камер оснащены тщательно подобранным и выверенным по параметрам оборудованием. При желании можно создать такой бокс своими руками, например, в гараже.

Из чего состоит камера — перечень оборудования

Под малярный бокс можно оборудовать любое подходящее по размерам помещение. После окончания работ всегда сохраняется возможность восстановить прежний вид камеры, если это потребуется. Чтобы самостоятельно сделать бокс, нужно найти в продаже или арендовать такое оборудование:

  • воздушный компрессор с давлением 8 – 12 Ат, укомплектованный ресивером, отделителем масла и воды;
  • вентиляторы — надувающий, приточный;
  • осветительные прожекторы галогенового типа (4 штуки по 1,5 кВт) или тепловая пушка для сушки;
  • тканевые гидрофильтры;
  • диодные светильники (минимум 3 штуки);
  • удлиненные люминесцентные лампы (минимум 6 штук);
  • полипропиленовая пленка армированная.

Некоторые мастера вместо компрессора покупают для камер промышленные кислородные баллоны. Нанесение краски в этом случае будет удобным, слой ляжет ровно и тонко, за счет применения чистого кислорода не потребуются усилители блеска лакокрасочного материала. Риск очень высок, ведь даже при небольшой искре воспламенение в камере для покраски будет мгновенным. Лучше потратиться на компрессор, а для блеска применять хороший лак.

Виды покрасочных камер

По типу помещения камеры могут быть проходными и тупиковыми. Классификация камер для покраски основана на обустройстве вентиляционной системы. В зависимости от показателя покрасочный бокс организуют таким образом:

  • с вытяжными клапанами по периметру помещения на стенах (самый комфортный и недорогой способ);
  • с вентиляционными клапанами внутри зазоров на полу;
  • с вытяжными моторами на полу в неглубоких траншеях.

По типу вентиляции камеры делят на одномоторные и двухмоторные. В первом случае воздушный поток подается сверху, а туман оседает вниз и выводится через специальные каналы. Во втором варианте первый мотор нагнетает воздух, второй выкачивает его из бокса. У одномоторных моделей вентиляционные клапаны бывают напольными и потолочными, а у двухмоторных они настенные.

Залог качественной покраски – эффективное освещение в покрасочной камере!

Верхнее и боковое освещение в покрасочной камере
Освещение в покрасочной камере бывает двух видов: верхнее (лампы располагаются под углом 45 градусов к горизонту) и нижнее (боковое освещение помещения). Уровень света в таких камерах – одно из основных составляющих успеха, так среднестатистический световой поток в таких помещения должен быть в пределах 600-2000 люмен. Важно избавится от эффекта «мерцания» в камерах, так как специалист-маляр работает с мелкодисперсными порошкообразными красильными веществами, которые при поднятии вверх в воздухе создают условия невидимости, что очень усложняет процесс покраски. Чаще всего в покрасочных камерах используют такие лампы как:

  • люминесцентные (фирмы PHILIPS или OSRAM) – обеспечивают высокий уровень цветопередачи, устойчивы к вибрациям, экологичны, способны изменять оттенок «дневного света» в зависимости от цвета люминофора;
  • светодиодные (фирмы LED или Navigator) – обеспечивают высокий уровень калибровки света, устойчивы к механическим воздействиям, вибрации, долгий срок эксплуатации, надежность использования.

Одним из элементов оборудования для покрасочной камеры является набор фильтров, который состоит из потолочных и напольных единиц фильтрации. Их площади равны, так что это обеспечивает полностью вентилируемое помещении, в котором прекрасно можно проводить процесс покраски и тюнинга автомобиля. Правильно направленный воздушный поток способен извлечь все изъяны автомобиля и сделать его покраску высококачественной и совершенной. Однако, следует не забывать и о наличии предварительного фильтра, в случае некоторых видов неполадок с воздушными потоками покрасочных помещений.

Плюсы и минусы самодельного бокса

Стоит ли монтировать камеру своими руками или лучше купить готовую? Преимущества самодельного бокса:

  • возможность самому создать проект по личному усмотрению;
  • экономия денежных средств, в том числе на более дешевое обслуживание камеры;
  • возможность сэкономить на некоторых узлах системы, например, купить б/у аппараты.

Недостатков у камеры тоже много. Нет гарантии, что все системы будут работать долго — возможна поломка. Есть риск конструктивных ошибок, ведь расчеты могут быть сделаны неверно. В этом случае придется дополнительно потратиться на ремонт и повторный монтаж оборудования.

Стоимость покрасочного бокса

Цена бокса будет зависеть от выбранных материалов, количества моторов, типа вентиляции, наличия или отсутствия автоматизации. Обычно стоимость полностью оборудованной камеры составляет не менее 0,5 млн рублей.

Заказная сборка, установка всего оборудования вызывает удорожание, как и обслуживание с привлечением специалистов. После завершения монтажа надо зарегистрировать новый вид деятельности по ОКПД 2, стать на учет в контролирующих органах.

Вопрос о том, как сделать покрасочную камеру своими руками по чертежам приходит на ум сразу же после изучения цен на готовые красильни. Ведь нет же в них ничего сверхъестественного, чего нельзя соорудить самому, где-то из подручных материалов, ну а где-то и прикупив необходимые элементы.

Зато так получится довольно неплохая экономия, которая даст возможность направить большую сумму бюджета в какое — то другое русло, например, в оборудование для покраски или в сам материал.

А это уже прямое вложение в качество будущей услуги. Давайте пошагового рассмотрим вариант создания красильни для автомобилей своими руками.

Оборудование для окрашивания

Покрасочная камера предполагает использование такого оборудования:

  1. Краскопульты бывают нескольких видов — высокого и низкого давления. Для их работы необходим компрессор, а вот приборы низкого давления работают уже не на сжатии.
  2. Краскопульты безвоздушного типа бывают электрические и пневматические.
  3. Комбинированное оборудование совмещает несколько вариантов, оно весьма эффективное.
  4. Механический метод предполагает погружение элементов в краску. Хорошо если детали небольшого размера еще можно так покрасить, а вот уже кузов гораздо сложнее, необходима специализированная конвейерная линия.

Статья в тему: Как покупать автомобиль с пробегом с рук: правила оформления договора купли-продажи

Из всех существующих методов самым оптимальным является применение безвоздушного оборудования.

В окрасочной камере из пистолета распыляются частички краски. Размер каждой капли непосредственно зависит от размера и формы сопла, а также самого давления.

К основным преимуществам безвоздушного оборудования стоит отнести:

  • Значительно меньшее использование количества лакокрасочных материалов;
  • Значительная экономия растворителя, ведь такой вид оборудования легко справляется с густыми смесями.
  • С таким оборудованием достаточно установить одномоторную вентиляцию, которая является гарантией качественного покрытия кузова авто.

Если вы постоянно меняете цвет, то такое оборудование точно не подойдет. Его используют для одноразовой покраски в качестве мини покрасочной камеры.

Каждый мастер самостоятельно определяет, какой распылитель использовать, но во время выбора лучше всего проконсультироваться со специалистами.

Оборудование для покраски подбирается с учетом таких критериев как размер бокса и тип вентиляции.

Покрасочная камера. Общие сведения

С чего нужно начать создание камеры

Требования

Теперь прикинем какими требованиями должна обладать будущая красильня:

  1. Для подготовки автомобиля к порошковой покраске нужно отшлифовать его кузов. Значит вентиляция должна справляться с выведением из помещения пыли и подачей свежего воздуха в него из вне;
  2. Во избежание отравления работника парами и частицами лакокрасочных материалов в камере должны находится фильтры для воздуха, иногда используют конструкцию с водяной завесой;
  3. На этапе сушки свежего покрытия воздух должен постоянно циркулировать и поддерживать определенную температуру.

Коротко о критериях

Собрав вышеописанные критерии заявляем, покрасочная камера должна представлять собой закрытое помещение с системой вентиляции и теплорегуляции, оснащенное фильтрами воздуха и освещением.

  • Первая нацелена только на приточное очищение воздуха, она гораздо проще в исполнении, но сильно уступает второй.
  • Двухмоторная выполняет очищение как на входе, так и на выходе воздуха, что будет наиболее эффективно. Но и в том и другом случаях воздух должен циркулировать по всему помещению, не оставляя ни одной мертвой зоны.

Для нагрева воздуха обычно используют регулируемую газовую горелку. Элемент нагрева располагают после фильтра и вентилятора.

Здесь очень важно учитывать безопасное расстояние между нагревателем и взрывоопасными веществами и траекторию движения горячего воздуха, во избежание несчастного случая. Нагрев должен автоматически прекращаться в момент выключения вентиляции.

Важно! Пожары в процессе работы с лакокрасочными материалами не редкость, поэтому крайне важно четко продумать пожарную безопасность .

Все отделочные и утепляющие материалы должны быть негорючими, а устройства внутри комнаты быть защищены от взрывов.

Электроприборы иметь заземление , а теплообменники оснащены термостатами, предотвращающими перегрев. Бокс снабжён качественной пожаротушильной системой.

Учитывая переменчивость погоды нашей местности к списку функционала для камеры добавляем еще условие о необходимости хорошей теплоизоляции, которая также подбирается по всем правилам пожарной безопасности. Неплохим выбором здесь будет минеральная вата .

Освещение в идеале должно быть бестеневым и не давать мерцание, иначе могут быть неприятные казусы в работе.

Обязательным в боксе будет наличие пожаротушительного оборудования и специального термостата, обеспечивающего пожарную безопасность.

Пожалуй, это весь минимальный набор нужный для покрасочной камеры, позволяющий начать в ней работу. Конечно если есть желания, то можно добавить ещё и рельсы, и аппарат поднимающий и перемещающий автомобиль, гидравлические корзины, аппараты для сварки и т.д.

Стоимость

В итоге доли бюджета на сооружение покрасочной камеры распределяться приблизительно так:

  • 30% уйдет на возведение усиливающего каркаса (его придется сделать даже если камера строится не с нуля),
  • 50% займет оборудование системы вентилирования и отопления,
  • приспособления для очищения воздуха отнимут не менее 10%,
  • оставшиеся 10% стоит пустить на освещение.

Как мы видим совсем без вложений не обойтись, местами потребуется даже достаточно крупные суммы, однако в целом камера собранная самостоятельно будет все-таки более выгодна, чем покупная.

Покрасочный бокс своими руками пошагово

Собрав в список составляющие будущей красильни, следует выполнить необходимые расчеты для каждой системы в отдельности и проверить согласованность их в комплексе. Правильно сделать чертежи и набросать смету.

В целом, план создание покрасочной камеры своими руками будет следующим:

  1. Конструкция камеры описывается в чертежах. Здесь должны быть описаны и подсобное помещение, и подполье, и основная комната. Их размеры и конфигурация. Устройство всех необходимых систем, оборудование несколькими выходами;
  2. Сооружение камеры. Обустройство подполья, для расположения вытяжной и фильтрационной системы, самого пола, вывод вытяжки наружу, монтаж металлической обрешетки пола;
  3. Отделочные работы с применением огнестойких и теплоизолирующих материалов;
  4. Монтаж воздухообменной системы;
  5. Сбор каркаса потолка из метала и установка верхних труб воздухообмена и потолочного фильтра;
  6. Закрепление напольного фильтра под металлической решеткой по всей площади камеры, сборка труб воздуховода;
  7. За пределами камеры установка моторов с использованием входных карманных фильтров, монтаж теплогенератора и рекуператора, крепление регулирующих заслонок;
  8. Оборудование камеры освещение;
  9. Установка пожаротушильного оборудования;
  10. Настройка системы автоматического управления с датчиками контроля безопасности.

Описанный план — лишь пример, который позволит сориентироваться в своих действиях.

Совет! Систему воздухообогрева с автоматикой лучше всего купить единым блоком. Так вы обеспечите налаженное функционирование всех режимов камеры без лишних проблем для себя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: